В Канзасе случайно получили электромагнитную черную дыру

19.05.2017

Эксперимент с рентгеновским лазером продемонстрировал ранее не встречавшееся ученым аномальное явление. Опыты, которые проводили канзасские физики, нацелен на получение высокоточных фотографий микроорганизмов. При помощи рентгена фотографию целого тела вируса, например, можно получить за доли секунды.

При помощи лазерных импульсов ученые "выбивали" электроны из атомов. Однако при воздействии на атом лучом большой силы электроны, отделившиеся от молекулы, оставили после себя пустоту, поведение которой напомнило ученым черную дыру - правда, имеющую электромагнитную, а не гравитационную природу.

Пустота просуществовала всего ничего - 30 квадриллионных долей секунды. Но за это время она втянула в себя полсотни электронов, после чего произошел взрыв. Результаты эксперимента, опубликованные в Nature, вероятно, заставит ученых более тщательно относиться к прогнозированию, как будет проходить опыт и какие у него могут быть последствия.

Ученые не могут определить, сколько электронов покинуло молекулу; по их мнению, таких должно быть порядка 60, но нельзя точно сказать, в какой момент реакция остановилась, так как неизвестно положение всех частей взорвавшейся молекулы. Тем не менее, опубликованная работа проясняет предсказания, как поведет себя макромолекула при облучении его высокоинтенсивным рентгеновским лазером.

Насколько интенсивным был импульс, дал ответ руководитель эксперимента. По его оценке, луч лазера имел мощность, в сто раз большую, чем весь сфокусированный в точке свет Солнца. Для эксперимента применялись специальные зеркала, фокусирующие импульс в области диаметром 100 нанометров.