Ученые нашли способ создавать кровь из стволовых клеток

28.04.2017

Хотя программы переливания крови по всему миру работают очень эффективно, не всегда в наличии есть кровь редких групп. А потому ученые всего мира разрабатывают новые методики. Журналисты издания Nature сообщили, что решить проблему, возможно, получилось у специалистов университета Гарварда. Ученые смогли создать проект «перепрограммирования» стволовых клеток так, что они становятся заготовками для кровяных клеток. Запуск программы позволит производить «бесконечные» запасы крови.

Напомним, ранее стволовые клетки уже удалось преобразовать так, чтобы получить кожу, мышцы и нервы. В 2012 году эти клетки «превратили» в волосяные луковицы, а потом имплантировали их грызунам из лаборатории и добились отличных результатов. В 2016 году специалисты из Японии смогли создать из этих клеток некоторые внутренние органы и даже целую лапу крысы. Последнюю успешно пересадили крысе. И вновь ученым удалось сделать шаг вперед: они выяснили, как получить кровь любого типа.

Это открытие стало возможным благодаря постоянным наблюдениям за зародышами мышей. Специалисты изучали, как преобразуются клетки в костном мозге. В результате, специалисты выделили 26 различных молекул, в том числе, гормонов, которые формируют структуру кровяной клетки. Они протестировали, как каждый из этих элементов влияет на костный мозг зародышей. Эксперименты показали, что достаточно лишь 7 элементов, чтобы запустить процесс превращения. Выращенные таким образом заготовки трансплантировали грызунам без иммунитета. Клетки преобразовались в необходимые элементы крови.

Этот шаг откроет новые двери в медицине. Один из участников проекта отметил, что впоследствии можно будет брать кровь у пациентов с теми или иными генетическими заболеваниями, искусственно заменять гены, а после создавать новые кровяные клетки. Кроме того, можно будет использовать кровь самой распространенной первой группы, чтобы создавать другие типы крови, что позволит спасти немало пациентов с редкой группой крови, если они будут срочно нуждаться в переливании.